С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода. Санаторий Энергия Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бен-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров. В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам обитания племен, живущих в легких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. В резко континентальном климате знойные дни с температурой до +40 °C сменяются холодными ночами (до 0 °C).
Самый древний из сохранившихся ковров был создан в V в. до н. э. Археологи обнаружили его в знаменитом Пазарыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Соткан этот ковер был, вероятно, в Ассирии, что указывает на весьма широкое распространение ковроткачества уже в то далекое время. Пазарыкский ковер украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях). Ясно, что этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Нелишне отметить хорошую сохранность изделия — при правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет.
История ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. Зачастую ковер можно было читать как книгу (сравните с европейской культурой фресок!). Ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке. И орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковер для посвященного — книга о строении мироздания. Цвет ковра так же мог рассказать о многом. Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они просты и грубы, с четким геометрическим орнаментом.
На коврах изображены птица или зверь — отличительные племенные знаки, которые были у многих тюркских племен. Позже в орнаменте ковров появляются изображения живых существ и фантастических животных: дракона или птицы феникс. У каждого ковра свой символический цвет. Красный, например, означает богатство, зеленый — цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой — цвет величия и благородства. Ковры — были непременным атрибутом выплачиваемой дани, ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время. Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека. В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик.
В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своем приходе. Эта профессия сохранилась и по сей день! Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Лучший шафран для получения желтого цвета привозят из Ирана. Красную краску до сих пор получают из корней марены. Карминовый красный же получали армянские мастера, перерабатывая червей тутового шелкопряда.